Под пневматическим распылением краски подразумевается способ распыления лакокрасочного покрытия, которое происходит путем воздействия потока сжатого воздуха, исходящего из воздушной головки на струю распыляемого материала, вытекающего из отверстия, находящегося внутри окрасочного пистолета. При использовании такого метода нанесения краски необходимо иметь компрессорную станцию и окрасочный пистолет.
В момент распыления сжатый воздух вытекает из кольцевого зазора с высокой скоростью, которая может доходить до 450 м/с, тогда как скорость струи лакокрасочного материала очень низкая. Благодаря высокой относительной скорости, между воздушным потоком и распыляемым материалом образуется трение. В результате струя материала вытягивается в отдельные узкие струи, которые из-за возникшего колебания распадаются на бесчисленное множество полидисперсных капель. Во время распыления появляется движущаяся масса полидисперсных капель, которая в диаметре составляет 6—100 мкм (факел). Достигая поверхности нанесения краски, факел покрывает ее и рассредоточивается во все стороны. Большая часть полидисперсных капель имеет большую скорость и оседает на поверхности. Однако более мелкие части теряют скорость, из-за чего не могут достигнуть поверхности, их уносит поток уходящего воздуха образуя туман. Во время пневматического распыления лакокрасочного материала применяется сжатый воздух под давлением 0,2-0,6 Мпа при учете, что тягучесть лакокрасочных материалов будет 14-60 с по вискозиметру ВЗ-264-4.
Размер взвешенных частиц аэрозоля лакокрасочных материалов зависит от различных факторов:
- давление сжатого воздуха;
- соотношение между расходом воздуха и расходом лакокрасочных материалов;
- физические свойства лакокрасочных материалов.
Способ пневматического распыления приобрел большую популярность в промышленных отраслях при окрашивании промышленных изделий.